Опубликовано 12.04.2018

Украина вдвое увеличила импорт нефтепродуктов из России и Беларуси

За последние два десятилетия открытость украинского рынка нефтепродуктов и относительно низкая эффективность переработки нефти на отечественных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) привели к сокращению объемов ее переработки. Кроме того, затяжной период поставки значительных объемов «транзитных импортных» серых нефтепродуктов имел решающее влияние на остановку работы большей части украинских НПЗ.

Ранее на украинских НПЗ перерабатывалось от 24 млн тонн нефти (данные за 2004 год) до 10 млн тонн (2010 год). В последние годы ежегодные объемы переработки нефти в Украине составили всего около 2,1-2,3 млн тонн. Доля дизельного топлива украинского производства на внутреннем рынке в 2016-2017 годах оценивается на уровне 10-11%. Вследствие сокращения объемов переработки нефти, спрос на украинском рынке в нефтепродуктах покрывается за счет импорта в основном из Беларуси, Литвы, Российской Федерации, Польши…

В течение последних четырех лет в Украине работает только «Кременчугский НПЗ» и то не на полную мощность. Поэтому фактическое отсутствие производства в Украине необходимых объемов нефтепродуктов, с точки зрения их влияния на формирование баланса спроса и предложения, привело к тому, что цены на импортные нефтепродукты при поставках в Украину формируются с премией к котировкам (по принципу импортного паритета). В лучшие для отрасли времена цены на импортный ресурс для Украины формировались с дисконтом к котировкам (экспортный паритет). Таким образом, кризисное состояние в украинской нефтеперерабатывающей отрасли приводит к более высоким ценам на нефтепродукты для конечного потребителя (по оценкам, разница составляет 20-50 USD/т). Кроме того, эта премия к цене не остается в Украине и не направляется на развитие экономики.

Расчетное потребление дизельного топлива в Украине в течение последних пяти лет увеличилось на 17%, или 858 тыс. тонн (2017 год по сравнению с 2013 г.). Импорт дизельного топлива в Украине увеличился на 26%, или 1,1 млн тонн при снижении производства на 39%, или 382 тыс. тонн (2017 год относительно 2013-го). Анализ географической структуры импорта за период 2015-2017 годов (2013-й и 2014 годы пока не учитываем через схемные поставки «транзита» и ситуацию в АР Крым, Луганской и Донецкой областях) демонстрирует существенное увеличение объемов импорта дизельного топлива из Беларуси, Литвы, Туркменистана и двукратное увеличение – с РФ. Также двукратное увеличение объемов импорта бензина наблюдается из Беларуси – в 2015 году было импортировано 621 тыс. тонн, в 2016-м – около 1,2 млн тонн, в 2017 году – почти 1 млн тонн, что составляет около 80% от всего импорта бензинов в Украине.

Географическая структура импорта дизельного топлива в Украине в 2015-2017 годах (тыс. тонн)

В течение последних десяти лет, из-за разницы в стоимости дизельного топлива и бензинов на рынке Украины наблюдается тенденция постепенного перехода потребителей с бензинов на ДТ и СПБТ (правда, из-за существенного повышения стоимости СПБТ в последнее время, переход на него стал менее привлекательным). Все это, а также ситуация в АР Крым, Луганской и Донецкой областях, за последние пять лет (2017 год по сравнению с 2013 г.) привело к тому, что расчетное потребление бензинов моторных в Украине снизился на 28%, или 711 тыс. тонн. При этом импорт бензинов в Украину уменьшился на 30%, или 526 тыс. тонн при снижении производства на 42%, или 407 тыс. тонн.

На наш взгляд, для покрытия потребности Украины в бензинах и ДТ (по разным оценкам, суммарно примерно 6,8-7,5 млн тонн в год) и прогнозируемого незначительного роста уровня потребления в краткосрочной перспективе, ежегодно необходимо перерабатывать около 15-16 млн тонн нефти. При этом еще будет дополнительно произведено примерно 3-3,5 млн тонн мазута (он может использоваться для замещения угля и газа на ТЭС) и около 0,5-0,7 млн тонн битума (используется для ремонта дорог).

При таких условиях производство бензина будет превышать спрос и даст дополнительный ресурс для экспорта (1,7-2,1 млн тонн), который может быть использован как сырье для дальнейшей переработки.

Стоит отметить, что объем импорта в Украину группы товаров «полимерные материалы, пластмасса», которые являются продуктом нефтехимической переработки, в 2017 году составил около 2,5 млн USD, и внес в внешнеторговое сальдо Украины дополнительный минус в размере 1,99 млрд USD с -5,99 млрд USD всего соответственно.

На украинский рынок поставлять нефть возможно из Азербайджана, Казахстана, Ирана, Ирака, Саудовской Аравии и, по замещению, с РФ.

Сейчас с рассмотрением в Верховной Раде проекта закона Украины «О концессиях», необходимо создать условия (заинтересовать) для инвесторов и владельцев нефти начать нефтепереработку в Украине хотя бы на Кременчугском и Одесском НПЗ и/или реализовать проект по строительству современного НПЗ в Украине (например, предоставить инвесторам первоочередною возможность осуществлять розничную реализацию произведенных с их нефти в Украину нефтепродуктов и т.д.).

Мы убеждены, за последние годы на фоне роста импорта нефтепродуктов в Украину, особенно из Беларуси и РФ, создание рыночных предпосылок для возрождения украинской нефтеперерабатывающей отрасли возможно путем выравнивания условий через корректировки рыночной ситуации на величину разницы в логистике, вывозных пошлинах и т.п. в стоимости и поставках нефти на НПЗ Украины, Беларуси и РФ. По нашим оценкам, такая корректировка может составлять 30-40 USD/т и выше.

Олег Мельник, заместитель директора ГП «Держзовнишинформ»

 

Задать вопрос